Дата рождения | 19 января 1809 |
---|---|
Место рождения | Бостон, Массачусетс, США |
Дата смерти | 7 октября 1849 |
Сфера деятельности | Американский писатель, поэт |
Эдгар Аллан По — американский писатель и поэт, литературный критик и публицист. Он является ярким представителем зарубежного романтизма и автором мистических и детективных рассказов.
Эдгар По не разделял бытовавшего мнения, что стихи должны рождаться спонтанно, "в порыве великого безумия". В поэзии он стремился достичь безупречной гармонии формы и содержания, что требовало кропотливой и методичной работы. Стихи строились на принципе упорядоченности, соразмерности и целостности: По тщательно обдумывал рифмы и ритм, подбирал подходящий размер и следил, чтобы звучание каждой строки было стройным. Критики нередко приписывали поэту склонность к формализму и механистичности, но Эдгар По был убеждён, что идеальные пропорции в произведении — важная составляющая художественного эффекта. Американский лирик приветствовал лаконизм и чувство меры, отвергая пафос и хаотичность.
Проза Эдгара По оказала серьёзное влияние на дальнейшее развитие научно-фантастического и детективного жанров. Создавая "логические рассказы", посвящённые раскрытию загадок и преступлений, писатель разворачивал события на двух уровнях — поверхностном и глубинном. На поверхности отражались действия героя, а на глубинном уровне рассматривалась его интеллектуальная деятельность. Эдгар По ставил задачу продемонстрировать грандиозные возможности человеческого разума и подробно описывал мыслительный процесс с его логическими принципами. Фантастическая проза По заставляла читателей поверить в невероятные вещи. Для убедительности рассказов автор использовал реалистичные детали и структуру повествования, создающую эффект правдоподобия.
Прозаические творения По увенчали закат американского романтизма. В них мотивы прекрасного соединялись с элементами мистического и пугающего. Личность персонажа раскрывалась на мрачном фоне, связанным со странными или страшными происшествиями. Тяжёлые недуги, преступления, встречи с потусторонними силами создавали зловещую обстановку, которая обнажала скрытые стороны человеческой психики. Наибольший интерес у писателя вызывала тема сильного страха перед болью, утратой рассудка, одиночеством, смертью и жизнью. Непобежденная боязнь, доведённая до предела, заставляла героя застывать во внутреннем оцепенении и разрушала его душу. Своими рассказами Эдгар По показал, что тайные уголки сознания страшнее призраков и чудовищ.