Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.
Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Стихотворение «К морю» (1824) было написано А.С. Пушкиным в период его жизни на юге России. Это период романтических настроений и раздумий о свободе, одиночестве, судьбе творца и судьбе человечества. Произведение можно рассматривать как своеобразное прощание поэта с морской стихией, с тем состоянием внутренней свободы, которую море символизировало для него. На фоне пейзажа разворачиваются философские размышления о величии природы, исторических судьбах великих людей и о собственном пути лирического героя.
Главная тема стихотворения – прощание с морем, символом безграничной свободы и мощи. Поэт обращается к морю как к живому существу, другому собрату по духу, и через это обращение раскрывает свои внутренние противоречия. Он восхищается безбрежностью и силой моря, его независимостью и непредсказуемостью. Однако поэт вынужден покинуть эту «свободную стихию», вернуться на «скучный, неподвижный брег», то есть в реальный мир, где господствуют другие законы – законы зависимости и ограничений.
В стихотворении затрагивается и историко-культурный подтекст: упоминаются имена Наполеона и Байрона – великих личностей, чьи судьбы и идеи оказали влияние на целое поколение. Их уход из жизни (Наполеон умирает в ссылке на острове Святой Елены, Байрон – в борьбе за свободу Греции) становится символом утраты «величавых воспоминаний», эпохи больших идеалов. Таким образом, идея произведения расширяется от личной драмы поэта к масштабам мировой истории и культуры: свобода кажется недостижимым идеалом, а время, в котором живет поэт, лишено героизма и возвышенности.
Стихотворение можно условно разделить на несколько смысловых частей:
1. Прощание с морем (первые строфы): Лирический герой прощается с «свободной стихией», вспоминая, как когда-то море было ему близко и понятно. Эти строки наполнены нежностью и грустью.
2. Воспоминания о былых прогулках и чувствах: Поэт вспоминает, как он «бродил по брегам» моря, как слушал «глухие звуки» и наслаждался тишиной и мощью природы. Здесь море – источник вдохновения, духовной силы и романтического настроя.
3. Исторические и культурные ассоциации (средняя часть стихотворения): Поэт обращается к образам Наполеона и Байрона. Наполеон олицетворяет собой ушедшую эпоху величия и трагедии, Байрон – «властитель дум» того времени, поэт свободы, тоже ушедший из жизни. Эти ассоциации усиливают трагизм и безысходность настроения: герои, способные общаться с морской стихией на равных, ушли, оставив после себя пустоту.
4. Возвращение к настоящему и размышление о будущем: Поэт раздумывает, куда бы он мог направиться, если б остался в волнах. Но и там, в безбрежности океана, не нашел бы он спасения от несовершенства мира. Судьба человека всюду одинакова – ей препятствуют либо тираны, либо псевдопросвещение. Романтический побег невозможен.
5. Итоговое прощание: Заключительные строфы – окончательное расставание с морем. Поэт уносит в сердце образы морских просторов, скал, заливов, звуки и цвета волн. Теперь они станут его внутренним богатством, которое будет напоминать о пережитом опыте свободы и вдохновения.
Море в стихотворении – мощный, независимый элемент природы, персонифицированный друг и собеседник. Поэт обращается к нему, как к живому существу, использует олицетворения («Ты катишь волны...», «Ты ждал, ты звал...») и эпитеты («гордая краса», «могучая стихия»), создающие образ необузданной, величественной и в то же время притягательной силы.
Напряжение создается сопоставлением тишины и шума моря, его «своенравных порывов» с неподвижностью и скукой берега, условной несвободой цивилизации. Поэт использует ряд контрастов: свобода – неволя, мощь природы – бессилие человека, величие прошлого – пустота настоящего. Исторические аллюзии (Наполеон, Байрон) расширяют временные рамки, переводя личные переживания в сферу вечных человеческих вопросов о судьбе, свободе, творчестве и исторической памяти.
Стиль произведения приподнято-лирический, величественный, в нем сочетаются пейзажные зарисовки и философские раздумья. Риторические обращения, восклицания, олицетворения и метафоры придают тексту эмоциональную насыщенность. Музыкальность и плавность стиха создают впечатление ровного морского ритма, перекатывающегося шума волн.
Стихотворение написано преимущественно четырехстопным ямбом, характерным для лирики Пушкина. Рифмовка довольно свободна, без жестких канонов, но выдержана в духе пушкинской традиции – это благозвучная, плавная рифма, помогающая создать ощущение непрерывного течения мысли и музыки стиха.
«К морю» – это философская элегия, в которой Пушкин с помощью образа морской стихии говорит о человеческой свободе, судьбе поэта, исторической памяти и невозможности в реальном мире осуществить идеалы абсолютной воли. Море для него – воплощение неукротимой силы и романтического идеала, с которым приходится расставаться. Однако поэт не уходит нищим: воспоминания о «торжественной красе» моря, о его мощи и глубине останутся в душе как источник поэтической силы, вдохновения и мечты о недостижимом, но вечном.