Дата рождения | 31 марта (12 апреля) 1823 |
---|---|
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 2 (14) июня 1886 |
Сфера деятельности | Драматург, писатель |
Александр Николаевич Островский — известный русский драматург 19-го столетия. Его творчество стало грандиозным этапом в развитии национального театра. Пьесы Островского признаны классикой отечественной драматургии — по их сюжетам ставят спектакли и снимают захватывающие фильмы.
Александр Николаевич внёс огромный вклад в формирование критического реализма в театральной сфере. Он считал верность жизненной правде главным критерием художественного произведения. Начало творческого пути Островского выпало на мрачное семилетие царствования Николая I — время ожесточенной борьбы с инакомыслием и подавления гражданской свободы. Строжайшая цензура и бюрократия привели к тому, что на сценах ставились пустые водевили, сентиментальные мелодрамы и верноподданнические драмы, всем набившие оскомину. Театральный репертуар нуждался в обновлении, и Островский стал вдохновенным реформатором. В новых пьесах перед зрителем предстало "тёмное царство" Замоскворечья с его обывательской рутиной, суевериями и домостроевщиной. Автор впервые прикоснулся к теме быта, ранее считавшейся недостойной изображения.
Произведения Островского подарили русской литературе много запоминающихся персонажей — представителей купечества и мещанства. Герои постановок заговорили живым обыденным языком, раскрывая перед зрителями колористическое многообразие своего мира. Писатель уверенно смешивал жанры — привносил в драму смешные эпизоды, а в комедию вводил пронзительные драматические сцены.
Культовым произведением Александра Островского стала драма "Гроза", подарившая незабываемых персонажей — любящую и искреннюю Катерину, хитрую и насмешливую Варвару, самодовольную Кабаниху и безвольного Тихона. Главная героиня восстала против самодурства и уродства "тёмного царства", предпочитая смерть постылому существованию. Образ Катерины до сих пор вызывает зрительские дискуссии, вдохновляя современных режиссёров на новые интерпретации классической пьесы.