Главная / Краткие содержания / 11 класс / На дне

На дне - краткое содержание рассказа

На дне
НазваниеНа дне
АвторМаксим Горький
ЖанрДрама
Год написания1902
Драма М. Горького «На дне» - одно из ярчайших произведений автора. Проблема социальных низов, затрагиваемая Горьким, никогда не была показана с такой беспощадностью, как сделал это автор пьесы. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. В драме показан трагизм судеб «бывших» людей. А в образах хозяев ночлежки автор подчеркивает абсолютную безнравственность. Произведение является актуальным, включено в программу изучения литературы общеобразовательных школ.

Главные герои

  • Михаил Иванович Костылев - хозяин ночлежки, 54 года
  • Василиса Карповна - супруга Костылева, 26 лет
  • Наташа - сестра Василисы, 20 лет
  • Медведев - дядя Василисы и Наташи, полицейский, 50 лет
  • Васька Пепел - вор, 28 лет
  • Андрей Митрич Клещ - слесарь, 40 лет
  • Анна - жена Клеща, 30 лет
  • Настя - проститутка, 24 года
  • Квашня - торговка пельменями, около 40 лет
  • Бубнов - картузник, 45 лет
  • Барон - ночлежник, 33 года
  • Сатин - бывший телеграфист, ночлежник, около 40 лет
  • Актер - бывший актер, ночлежник, около 40 лет
  • Лука - странник, 60 лет
  • Алешка - сапожник, 20 лет
  • Кривой Зоб - крючник
  • Татарин - крючник
  • Несколько босяков без имен и речей

Краткое содержание

Действие первое

Действие предваряет развернутая экспозиция. Перед нами подвал, похожий на пещеру, с закопченным потолком, с обвалившейся штукатуркой. Везде по стенам – нары, в углу — русская печь. В центре комнаты наковальня, за ней трудится Клещ, примеряя ключи к старым замкам. За столом хозяйничает Квашня, Настя читает книжку, Анна на кровати кашляет, Сатин, лежа на своих нарах, рычит, Актер возится на печи, Бубнов кроит брюки. Все чем-то заняты. Начало весны, утро.

За столом происходит спор: Клещ утверждает, что Квашня скоро выйдет замуж за Медведева, местного полицейского, потому что тот давно на нее смотрит. Квашня же указывает Клещу на его больную супругу, которая, мучаясь от кашля, просит их не спорить. В это же время Барон пристает к Насте, вырывая у нее из рук книгу под названием «Роковая любовь». Одновременно начинают разговаривать Сатин с Бубновым и Актером, выясняя, кто вчера избил Сатина до полусмерти. Все герои участвуют в разных беседах, стоит шум и многоголосица, но, кажется, что герои совершенно не слышат друг друга.

В ходе разговоров читатель знакомится с историей жизни каждого героя. При разговоре Сатин часто использует неуместные слова, типа «сикамбр», «органон», «макробиотика», комментируя, что ему надоели все человеческие слова…каждое из них слышал, наверное, тысячу раз. Любовь к диковинным словам у него из его прошлого, ранее он служил телеграфистом, был образованным человеком. Бубнов хвастается тем, что, будучи скорняком, имел свое заведение, красил меха, работы было много до такой степени, что руки от краски отмыть не мог. А теперь руки…просто грязные: снаружи как себя ни раскрашивай – все сотрется…все сотрется, да! Актер рассуждает о том, что главное в человеке – талант к любому делу: Талант – это вера в себя, в свою силу.

В это время Анна просит мужа отворить дверь, но Клещ только ругается, жена для него — обуза, не может он ее ни вылечить, ни прокормить. Актер выводит Анну в сени подышать. Герои сталкиваются в дверях с хозяином ночлежки, Костылевым. Он пришел узнать, не появлялась ли здесь его жена Василиса, так как

подозревает ее в связи с Васькой Пеплом, еще одним постояльцем этого «подземелья». Заодно Костылев напоминает Клещу о его долге. У Костылева одна цель в жизни – содрать с постояльцев как можно больше денег. Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ. А долг твой мне – это так и есть долг! Значит, должен ты мне его возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана. Тем временем Костылев ищет глазами Ваську Пепла, тот же спокойно спит за пологом на нарах и очень недоволен, что Костылев его попусту беспокоит. Костылев вынужден удалиться, а Пепел, Сатин и Клещ начинают разговор о работе. Все удивляются, что единственный из ночлежников – Клещ – продолжает работать, чтобы выбраться из этого подвала, в то время как все остальные давно смирились со своей судьбой.

«Я — рабочий человек, я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…»

Клещ утверждает, что все остальные ночлежники живут без чести и совести.

Во время разговора ночлежников в помещение входит старец с палкой в руках. Наташа, сестра Василисы Костылевой, входит вместе с ним и представляет героям нового постояльца.

«Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все -черненькие, все – прыгают»

Старика зовут Лука, он пристраивается на свободных нарах. В это время Пепел оказывает знаки внимания Наташе, оказывается, давно он в нее влюблен. Постояльцы говорят, что им жалко Наташу, потому что пропадет она «через Пепла». Василиса не даст своей сестре жизни, потому что сама страстно любит Ваську Пепла.

Лука начинает вести разговор с постояльцами. Бубнов говорит, что здесь господ нету, все слиняло, один голый человек остался, поэтому стесняться и бояться Луке нечего. Но Лука обращает внимание на жизнь ночлежников:

«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее…и хоть живут — все хуже, а хотят – все лучше…упрямые!»

Лука называется «странником», «проходящим», но ничего о себе не рассказывает.

В ночлежку входит пьяный сапожник Алешка, а за ним Василиса. Хозяйка раздает указания Бубнову и Алешке и заодно выспрашивает, не была ли здесь с Пеплом Наташка. Алешка незадолго до этого высказывался, что Ваське по душе больше Наташа, вот Василиса и взъелась, с криком и злобой выставляет Алешку восвояси. В это же время в ночлежку заходит Медведев, справляясь о новом постояльце, заодно ему нужно поздороваться с Квашней, которая очень ему нравится, и он хотел бы на ней жениться. Общая суматоха и толкотня царит в ночлежке. Снова разговаривают все, но общей беседы нет. Лука выводит из сеней совсем обессилевшую Анну и начинает вести с ней разговор. В это время вновь вбегает Костылев и зовет Медведева, потому что на улице Василиса с остервенением бьет сестру свою Наташу. Все выбегают во двор, кроме Анны и Луки. Занавес.

Действие второе

Та же обстановка. На нарах около печи Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов играет в шашки с Медведевым. Лука сидит у постели Анны. Ночлежка освещена двумя лампами.

Во время игры в карты ночлежники поют песню: Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…. Анна и Лука тихо разговаривают между собой. Анна жалуется на жизнь свою и спрашивает у Луки, что же ее ожидает там, за чертой жизни. Лука утешает ее словами:

«Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят…всяк по-своему жизнь терпит…»

В это время игра в карты заканчивается, некоторые ночлежники выходят на улицу, Сатин с Актером и Бубновым отправляются пить водку. При этом Актер рассказывает Луке, что пропил он душу свою, потому как веры в себя у него не было и нет. Лука же и для Актера находит утешительно-обнадеживающий ответ:

«Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…Признали, видишь, что пьяница- тоже человек… и даже — рады, когда он лечиться желает!»

Лука, обнадеживая, не указывает Актеру, где же находится этот город с лечебницей. Старик предлагает Актеру поверить в себя:

«Человек – все может… лишь бы захотел…»

Актер, словно проснувшись, не идет пить водку с Сатиным, а уходит на улицу.

В это время Анна на нарах своих умирает. Лука продолжает ее успокаивать и утешать, складно рассказывая, какой покой и тишина ожидает ее в Царствии Небесном. Пепел Васька, вошедши в ночлежку, смиренно слушает рассказы Луки о смерти и жизни, но не верит в них. Сам же Пепел вдруг вступает в перепалку с Медведевым: спросив у полицейского, как Наташа себя чувствует после побоев Василисы, наталкивается на горячий отпор в лице Медведева. Тогда Пепел говорит, что сдаст все их семейство властям, поскольку именно Костылевы всегда подбивали его на воровство и краденое принимали. Медведев вне себя от ярости, но в их спор снова вмешивается Лука, пытаясь унять их обоих. Старец предлагает Ваське начать новую жизнь, указывая ему на Сибирь: А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе, да в разуме, тому там – как огурцу в парнике! Пепел не верит ему, ругает Луку за то, что тот врет всем. Пепел спрашивает Луку, есть ли Бог на свете. Коли веришь, — есть; не веришь, — нет…Во что веришь, то и есть….

В ночлежку входит Василиса и уводит с собой Пепла на разговор. Лука подходит к двери, громко ею хлопает, а затем тихо влезает на нары и -на печь. Василиса же начинает приставать к Пеплу, тот же отталкивает ее, говоря, что надоела ему она. В женщине душа должна быть…Мы – звери…надо нас…приручать, а ты – к чему меня приручила? Василиса, хитрая, предлагает Ваське сделку: просит его убить мужа своего, Костылева, а она освободит Пепла и Наташку с ним отпустит. Пепел в ужасе от ее слов: Зверь! Хвастаешься зверством своим! Во время их разговора в ночлежку прокрался Костылев, и между ним и Пеплом завязывается потасовка, если бы не закашлявшийся Лука на печи, неизвестно чем бы все закончилось. Костылев с Василисой убираются восвояси. Лука говорит Пеплу: Ты, ее, дьяволицу, не слушай. Которая тебе тут нравится, бери ее под руку да отсюда – шагом марш! – уходи! Прочь уходи… В комнате воцаряется покой и тишина, Анна тихо умирает за пологом.

Актер вбегает в ночлежку, воодушевившись разговором с Лукой, он вспоминает свое любимое стихотворение:

«Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!»

Актер собирается идти искать лечебницу: …по сцене мое имя Сверчков-Заволжский…никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени…Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…Без имени – нет человека…. Но герои замечают, что Анна умерла. Клещ думает, на что ему хоронить жену. Возвращаются пьяные Сатин, Бубнов, Татарин и устраиваются на ночлег. Занавес

Действие третье

«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. Вечер, заходит солнце, ранняя весна, недавно стаял снег. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях – Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у стены, в окне у земли – рожа Бубнова.

Настя рассказывает случай, который будто бы произошел с ней, на самом деле, пересказывает сюжет дешевого романа. Все смеются над ней, а Настя плачет, потому что никто не верит в ее историю про настоящую любовь. Лука утешает девицу: Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит, была она!;, уводит ее за угол.

Наташа, Барон и Бубнов рассуждают о том, почему человек так врать любит. Приходят к выводу, что вранье-то оказывается приятнее правды. Бубнов же выступает против их слов:

«По-моему, вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

В разговор вступает Клещ и высказывает свой взгляд на тему правды:

«Какая – правда? Работы нет…Силы нет…Вот – правда! Пристанища нету! Жить -дьявол – жить нельзя…вот она – правда!»

Лука же отвечает, что он стоит на стороне лжи, потому что «не всегда правдой душу вылечишь». Лука рассказывает всем притчу о праведной земле, о человеке, который верил в эту праведную землю, искал ее всю жизнь, ради этой мечты жил, работал, надеялся. А потом приехал географ и на карте не нашел таковой земли и сказал об этом мужику. Мужик правды этой не вынес, мечты его лишили: Как так? Жил-жил, терпел – терпел и все верил – есть! А по планам выходит – нет! Грабеж!. Да пошел и удавился после этого.

Всех эта история поразила. Пепел решается сказать Наташе о своих чувствах и позвать ее с собой в Сибирь, искать «лучшую жизнь». Наташа не верит никому, но и оставаться во власти своей сестры больше не может. Этот разговор подслушивает Василиса. Она входит на пустырь, за ней и сам Костылев. Костылев пристает к Луке и спрашивает у старца паспорт или иные документы и грозится в случае не предъявления пожаловаться Медведеву. Лука обещает уйти из ночлежки вечером.

Входит Актер и Сатин, Актер рассказывает, что несколько дней уже не пьет, работает, деньги на дорогу копит, собрался в лечебницу. Сатин посмеивается над ним и просит отдать ему деньги на выпивку. Лука интересуется, как же Сатин оказался на дне жизни. Сатин рассказывает, что убил человека из-за родной сестры и в тюрьме отсидел четыре года. Пока герои общаются, из кухни слышатся крики. Василиса вновь бьет Наташу. Все, кроме Клеща, идут посмотреть, что же там происходит. Слышен крик старика: «Стой!». Громко хлопает дверь, и этот звук, как топором, обрубает весь шум. На сцене – тихо.

Вскоре раздается шум голосов. На сцене появляются Квашня и Настя, они ведут под руки растрепанную Наташу. Вбегает за ними Василиса, Сатин пытается ее оттолкнуть. Медведев и Костылев тоже здесь. Вбегает Васька Пепел и со всей силы бьет попавшего под руку Костылева. Костылев умирает. Васька Пепел говорит, что Василиса подговаривала его на убийство, хоть сейчас и вышло это случайно, Василисе Васька шанса на спокойную жизнь не даст, поскольку только она во всем виновата. Наташа в ужасе понимает для себя, что все оказалось подстроенным, она мечется в беспамятстве: Берите их, судите! Возьмите и меня…в тюрьму меня! Христа ради…в тюрьму меня!.. Занавес

Действие четвертое

Обстановка первого действия. Но нет комнаты Пепла, нет наковальни Клеща в центре ночлежки. За столом Клещ, Сатин, Барон и Настя. Перед ними бутылка водки и пиво. На печи кашляет Актер. Ночь. На дворе – ветер.

Герои рассуждают о том, куда же пропал Лука. Персонажи высказывают свои мнения об этом страннике. Настя восхищается им, называя его «хорошим старичком». Он все видел и все понимал, — говорит девушка. Сатин же называет Луку «любопытным стариканом»: …для многих он был как мякиш для беззубых. Клещ считает, что главное в Луке жалость к людям: У   вас вот жалости нет. Настя в порыве чувств собирается уйти из ночлежки, все смеются над ней и над тем, что Актер тоже решил найти другое место для житья, более того, что тот верит в лечебницу для алкоголиков.

«Поманил их куда-то…а сам – дорогу не сказал…»

— отчаянно заявляет Клещ. Барон же называет Луку шарлатаном. «Правды он не любил старик-то…Очень против правды восставал», — тонко подмечает Клещ. Сатина задевают эти слова, и он произносит монолог о правде и лжи:

«Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал, вы – нет. Он врал…но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…Кто слаб душой, тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею…Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека!»

Сатин рассказывает, что Лука раскрыл перед ним смысл жизни, объяснил, что все они живут и мучаются в своей ночлежке для лучшего, «лучшего человека».

Разговор смещается на тему дальнейших судеб героев. Оказывается, Наташа после драки с Василисой попала в больницу, поправилась там и исчезла после выписки. Пеплу грозит каторга. Василиса уйдет от ответа, никто не докажет ее причастность к сговору с Пеплом. Клещ перестает работать, начинает пить вместе с Сатиным и Бароном.

Во время разговора героев в углу ночлежки тихо молится Татарин. Пораженный этой сценой, Сатин произносит монолог о человеке:

«Человек может верить и не верить…это его дело! Человек – свободен…он за все платит сам, потому он – свободен! Человек – вот правда! Все – в человеке, все – для человека! Чело-век – это звучит гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью! Человек рождается для лучшего».

Актер слезает с печи, лихорадочно наливает стопку водки и, попросив Татарина помолиться за него, почти выбегает в сени.

Входят Бубнов, Медведев, Кривой Зоб, Квашня, Алешка, все садятся за стол есть пельмени, пить водку, петь песни. Солнце всходит и заходит, А в тюрьме моей темно!. Вбегает Барон и сообщает, что на пустыре повесился Актер. Сатин негромко произносит последнюю фразу: Эх…испортил песню…дурак!. Занавес