Главная / Краткие содержания / 5 класс / Белый пудель

Белый пудель - краткое содержание

Белый пудель
НазваниеБелый пудель
АвторАлександр Куприн
ЖанрРассказ
Год написания1904
В рассказе «Белый пудель» Куприн поднимает близкие для его творчества темы дружбы и верности, а также справедливости и социального неравенства. В произведении рассказывается история бродячих артистов, странствующих по селениям Крыма вместе с дрессированным пуделем Арто. Однажды забавный пес привлекает внимание богатого избалованного мальчика...

Главные герои

  • Мартын Лодыжкин - старый шарманщик, бродячий артист, хозяин белого пуделя
  • Сергей - мальчик-акробат, выступающий с Лодыжкиным
  • Арто - дрессированный белый пудель
  • Трилли - избалованный мальчик, потребовавший себе Арто
  • Дворник господ Обольяниновых

Краткое содержание

Глава 1

По тропинкам Крыма странствует группа бродячих артистов во главе с белым пуделем Арто, «остриженным наподобие льва». Следом идет мальчик-акробат Сергей, а завершает шествие старый шарманщик Мартын Лодыжкин. Шарманка его уже давно хрипит, ее мелодии устарели. Старик нежно любит инструмент, «как можно любить только близкое, пожалуй даже родственное существо»: шарманка кормит его много лет. С Сережей они познакомились случайно: шарманщик взял гибкого мальчика «напрокат» для своих представлений у пьющего сапожника, обязавшись платить ему по 2 рубля в месяц, но сапожник умер, и Сергей остался со стариком. 

Глава 2

День стоит знойный, Сережа жалуется старому шарманщику на жару. Он мечтает искупаться, но старик отговаривает: сильнее разморит. Пудель тоже страдает от жары. Они спускаются в старинный графский парк, где шарманщик бывал много раз. Южная природа радует мальчика. Лодыжкин предвкушает восторги Сергея по поводу батумских пальм – из Крыма они направляются в еще более южные земли – и рассказывает мальчику о других диковинах, которые ему доводилось видеть: о лимонах и апельсинах, об эфиопах.

Бродячих артистов отовсюду прогоняют, день не ладится, выручки собирают только 7 копеек. Обычно скромный старик сильно досадует на барыню, которая пригласила их в дом, смотрела и слушала, задавала вопросы об их судьбе, а потом подала дырявый двугривенный, на который ничего нельзя купить. Лодыжкин выбрасывает его на дорогу. 

Компания проходят мимо дачи «Дружба», которая много лет пустовала, и вдруг замечают там оживление: приехали постояльцы! Лодыжкин приглашает Сергея зайти, предчувствуя щедрую награду. 

Глава 3

Роскошная дача выглядит ухоженной. Лодыжкин и Сергей располагаются под балконом, готовясь дать представление, как вдруг видят странное зрелище: на террасу выбегает белокурый мальчик лет 10 в матросском костюмчике, за ним кидаются шестеро взрослых во главе с доктором. Все пытаются напоить его лекарственным сиропом. Женщина, видимо, мать мальчика, умоляет его на коленях принять лекарство, но мальчик отталкивает всех ногами и бьется в истерике. Лодыжкин замечает Сергею, что мальчишка – «блажной», «больной, должно быть». Старик начинает вертеть ручку шарманки, и женщина пугается, что гнусавые звуки еще сильнее встревожат мальчика. Она велит прогнать их и «грязную собаку», но мальчик Трилли, как зовет его мать, просит вернуть компанию. Обитатели дачи собираются у входа, и представление начинается. Худенький Сергей в трико мастерски жонглирует, кувыркается, как профессиональный акробат. Далее вступают Арто и Лодыжкин: дрессированная собака подчиняется старику, выполняет все его команды. В завершении пудель с картузом в зубах обходит публику, им кидают деньги. Довольный Лодыжкин готовится уходить, но Трилли вновь заводит истерику «с пронзительностью паровозного свистка»: теперь капризному мальчику необходим белый пудель! Барыня начинает торговать собаку, предлагая любые деньги. Старик с достоинством отказывается: пудель их кормит. 

«Да послушайте же, безумный старик, нет вещи, которая не продавалась бы», — мать Трилли – Лодыжкину 

Лодыжкин непреклонен, тогда на них бросается разъяренный дворник, и компания убегает во главе с Арто. Дорогой артисты приходят в себя, смеются и обсуждают поведение избалованного Трилли. Они выходят к морю и купаются. Плещется в воде и Арто: Сергей играет с ним в волнах. Вдруг они замечают на берегу дворника с дачи «Дружба»…

Глава 4

Запыхавшийся дворник уже не злобен: он божится и умоляет компанию продать пуделя. С мальчиком нет сладу! Он вбил себе в голову, что ему необходим этот пес и теперь изводит окружающих. Лодыжкин против. Дворник сулит им 300 рублей – огромную сумму! Мальчик оттого избалованный, рассказывает он, что отец его, господин Обольянинов, строит железные дороги, он известен и богат, он привык выполнять любой каприз единственного сына. Не получив Арто, Трилли беснуется. Лодыжкин честно отвечает, что пудель – его друг, а ведь друзей не продают. Дворник ругает старика дураком, а тот зовет его «продажной душой». Артисты уходят вместе с пуделем, но Лодыжкин замечает «задумчивый и угрюмый» взгляд дворника. 

Глава 5

Все трое обедают у родника между Мисхором и Алупкой. Перед едой старик молится, они делят трапезу. Их клонит в сон, и, засыпая, Сергей фантазирует, как купит себе роскошное трико с золотом и будет выступать в Одессе. 

Пока они отдыхают, у них крадут Арто, сманивая пса колбасой. Лодыжкин плачет и убивается, но Сергей полон решимости. «Закон один для всех», — решает мальчик, однако старик одергивает его: ведь доктор Трилли, который был среди гостей на террасе «Дружбы», грозился сдать артистов полицейским, чтобы те проверили их документы. Паспорт («пачпорт», как зовет его старик) у Лодыжкина есть, но чужой: его собственный был украден, а тот, что есть, – фальшивый. Старик сетует, что будь у него паспорт, он бы отсудил пса назад, «не поглядел, что они генералы».   

Печальные артисты уходят, и по пути специально делают крюк к усадьбе «Дружба». Лодыжкин с надеждой говорит, что, возможно, Арто сбежит от новых хозяев, но Сергей его мыслей не разделяет.

Глава 6

Они доходят до Алупки, останавливаются на ночлег в турецкой кофейне, но Сергею не спится. Он решает выкрасть пуделя. Он добирается во тьме до усадьбы, взбирается через решетку и ищет пса. Сергей ходит вокруг усадьбы, понимая, что Арто вряд ли взяли в дом. Мальчик борется со страхом, как вдруг слышит собачий лай: пуделя заперли в подвале. До него доносится голос дворника, который бьет непокорное животное, и мальчик не выдерживает: он кричит, чтобы Арто оставили в покое. Дверь подвала распахивается, к Сергею спешит его белый пудель, а за ним – злобный дворник. Вместе они бегут по ночному саду, ища выход, их преследуют. Чудом беглецам удается найти лаз в стене, дворник отстает. Едва придя в себя, оба возвращаются к кофейне. Арто бросается к старику:

«Он в одно мгновение отыскал старика среди груды валявшихся на полу тел и, прежде чем тот успел опомниться, облизал ему с радостным визгом щеки, нос и рот», — Арто возвращается к Лодыжкину

Старик просыпается, видит собаку с веревкой на шее и спящего, запыленного Сергея и догадывается о произошедшем. Мальчик крепко, спокойно спит.