Главная / Краткие содержания / 8 класс / Белые ночи

Белые ночи - краткое содержание

Белые ночи
НазваниеБелые ночи
АвторФёдор Достоевский
ЖанрПовесть, сентиментальный роман
Год написания1848
Фактически "Белые ночи" - это романтическая повесть, поделенная на новеллы, хотя сам Достоевский определяет жанр своего раннего произведения как сентиментальный роман. В повести рассказывается история случайного знакомства двух молодых людей летней ночью в Петербурге. Благодаря тому, что повествование ведется от первого лица, автору удается максимально полно отразить глубину чувств юноши - главного героя.

Главные герои

  • Главный герой - без имени, молодой человек 26 лет, мечтатель, предпочитающий грезы реальной жизни
  • Настенька - юная девушка-мещанка 17 лет
  • Бабушка Настеньки - пожилая слепая женщина с жестким характером
  • Сосед Настеньки - ее возлюбленный, небогатый мещанин

Краткое содержание

Ночь первая

Двадцатишестилетний герой произведения наслаждается своей молодостью: он осознает в себе восторженного мечтателя и глубоко переживает свои чувства. Восемь лет он живет в Петербурге, но знакомых так и не завел. Из "друзей" у него – прохожие, которых он видит регулярно на своем пути, а также красивые здания; мысленно герой ведет беседы со старинными домами города. Молодой человек встревожен: стоит лето, горожане переезжают на дачу, а значит, вскоре город опустеет, и ему станет одиноко.

Прогуливаясь белой ночью вдоль канала, он замечает девушку, которая глядит в воду. Герой любуется темноволосой незнакомкой, и вдруг понимает, что она плачет.

"Я не обманулся: девушка плакала, и через минуту еще и еще всхлипывание. Боже мой! У меня сердце сжалось"

Герой наблюдает незнакомку

Девушка замечает присутствие неизвестного и уходит с набережной. На тротуаре ее преследует нетрезвый господин, и, хотя девушка прибавляет, шаг, скрыться она не может. Герой приходит к ней на помощь, радуясь, что случай позволяет им познакомиться. Неизвестная успокаивается и постепенно начинает доверять герою. Она замечает его волнение, и он честно признается ей, что несмотря на возраст, всегда робеет при женщинах. Он рассказывает ей, что создает в мечтах целые романы, но в реальности любовных историй с ним не приключалось. Герой спрашивает девушку о причине ее грусти, заверяя, что почувствовал к ней братское сострадание. Молодой человек провожает ее до дома и обещает, что явится сюда на следующий день, поскольку будет тревожиться о ее самочувствии. Девушка нехотя соглашается на свидание (это не очень прилично для незамужних людей), прося сохранить встречу в тайне. Кроме того, незнакомка заранее просит героя не влюбляться в нее, обещая стать ему другом.

Ночь вторая

На следующий день герои вновь встречаются, и девушка открывает молодому человеку свое имя: ее зовут Настенька. Она просит героя рассказать его историю. Тот смущен: истории у него нет, он совершенно один;. Девушка предполагает, что у него, возможно, как и у нее, есть строгая слепая бабушка, которая вот уже целую жизнь… никуда не пускает. Герой признается, что хотя такой бабушки у него нет, он все же … смешной человек… мечтатель. Герой искренне раскрывает Настеньке свою душу, делясь сокровенными мыслями. Его личный Петербург совсем не похож на реальную столицу: это

"смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем (увы, Настенька!) тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого"

Петербург героя

Именно в этом особенном Петербурге обитает мечтатель.

Это

"какое-то существо среднего рода.… Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своем углу, как улитка"

герой о мечтателях

Мечтатели стремятся к уединению, разрывают круг знакомств, становятся неузнаваемы даже для бывших приятелей, ведут себя странно и неуклюже. Настенька угадывает в описании героя. Действительно, он так и живет, избегая всех на свете, но мечтая при этом открыть кому-то свои переживания. Каждый вечер на закате герой отправляется на прогулку и полностью погружается в мир чувств, не замечая ничего вокруг. Все, что его занимает, это богиня фантазия:

"Он богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений"

герой о мечтателях

Его легко напугать, вырвав из глубоких раздумий, он не видит никого и ничего, лишь редкие обрывки внешнего мира попадают в его поле зрения и тут же становятся фрагментами насыщенных фантазий. Затем мечтатель возвращается в свой угол и автоматически обедает, забыв вернуться в реальный мир. Лишь когда подробности быта "будят" его, он ненадолго приходит в себя.

Его мир — это мир призраков, они ближе ему, чем реальные люди.

Персонажи книг оживают, как и давно умершие герои истории, и мечтатель чувствует, что этот утешительный мир, не только надежен и безопасен, он еще и гораздо интереснее, чем мир яви. Фантазии он переживает словно реальные события. Мечтатель способен выдумать себе и любовь, прожить жизнь с несуществующим возлюбленным и разочароваться, когда придет осознание, что это все происходило только в душе.

Настенька сострадает герою: ей жаль, что он жил всю свою жизнь лишь мечтами. Это вовсе нехорошо так жить, — замечает она.

Герой признает, что "такая жизнь есть преступление и грех", но вот уже второй вечер он живет по-настоящему, и все благодаря встрече с ней. До сих пор в его жизни не было ничего кроме мечтаний. Теперь мы будем вдвоем, — обещает Настенька. она тоже делится с героем своей личной историей:

ИСТОРИЯ НАСТЕНЬКИ

Настенька — сирота, с детства она живет со слепой бабушкой. Она обучила ее французскому, и затем пригласила учителя для остальных занятий. Два года назад Настенька совершила какую-то мелкую провинность, после чего бабушка булавкой приколола ее платье к своему подолу и пригрозила, что девушка будет сидеть возле нее всю жизнь, если не станет вести себя лучше. Теперь ей 17 лет.

Бабушка Настеньки сдает комнаты внаем, и к ним в мезонин заселяется симпатичный молодой человек. Однажды он узнает, что девушка проводит дни, приколотая булавкой к подолу старухи. Настеньке становится стыдно за свою жизнь.

Через некоторое время этот новый сосед предлагает одолжить им французских книг: Настенька могла бы читать бабушке. Пожилая дама соглашается с условием, что книги будут только нравственные, поскольку безнравственные опасны: в них рассказывается, как

"молодые люди соблазняют благонравных девиц, как они, под предлогом того, что хотят их взять за себя, увозят их из дому родительского, как потом оставляют этих несчастных девиц на волю судьбы и они погибают самым плачевным образом"

бабушка Настеньки о современных книгах

Сосед присылает им Вальтера Скотта, и бабушка дает позволение, предварительно удостоверившись, что под переплетом не лежит никаких неподобающих записок. Теперь дамы проводят дни за чтением. Пару раз Настенька встречает соседа на лестнице, они говорят о литературе, также сосед спрашивает Настеньку, не скучно ли ей с бабушкой и почему к ней не заходят подруги. Он приглашает девушку в театр. Настенька отказывает, но сосед является к бабушке с визитом и зовет обеих дам в оперу на "Севильского цирюльника". Пожилая дама в восторге: она слепа, но очень любит музыку, кроме того ей хочется порадовать внучку.

"Во весь этот вечер жилец наш так хорошо смотрел на меня, так хорошо говорил, что я тотчас увидела, что он меня хотел испытать поутру, предложив, чтоб я одна с ним поехала"

Настенька о соседе

Сближения, тем не менее, не последовало: молодой человек лишь изредка заходит к ним. Пару раз они вновь выбираются в театр, но Настенька чувствует, что сосед только жалеет ее. Она очень переживает из-за этого и постепенно теряет интерес к жизни. От случайных встреч с юношей на лестнице ее бросает в жар. Через некоторое время он собирается в Москву, узнав об этом, девушка заболевает, и молодой человек догадывается, что она влюблена в него. Он объясняет, что не смог бы жениться на ней, поскольку беден:

"если когда-нибудь я буду в состоянии жениться, то непременно вы составите мое счастие… Слушайте: я еду в Москву и пробуду там ровно год. Я надеюсь устроить дела свои. Когда ворочусь, и если вы меня не разлюбите, клянусь вам, мы будем счастливы"

обещание соседа Настеньке

Свой рассказ Настенька заканчивает известием, что ее возлюбленный уже три дня как должен быть в городе, но до сих пор не дает о себе знать. Девушка плачет, герой утешает ее. Вместе они на словах сочиняют письмо к ее другу. Герой обещает написать его и передать его людям, через которых Настенька и возлюбленный обещали держать связь. Однако письмо писать не придется: Настенька уже давно написала его и хранит при себе. Она передает письмо новому другу.

Ночь третья

Из-за дождя герои видятся только через два дня. В их последнюю встречу Настенька была добра и нежна к мечтателю: предчувствие свидания с возлюбленным грело ее, и герой начал надеяться, что, возможно, чувство девушки направлено и к нему тоже. Друзья ждут возлюбленного Настеньки вместе: передавая письмо, герой просил прийти его в 10 вечера в условленное место.

"она удвоила ко мне свое внимание, как будто инстинктивно желая на меня излить то, чего сама желала себе, за что сама боялась, если б оно не сбылось", — герой о Настеньке

Настенька противоречива: в одну минуту она радуется, что герой в нее не влюблен, и мечтает, как они будут по-братски общаться после ее свадьбы, в следующий момент она признается, что то, что он не влюблен в нее все же немного обидно. Молодой человек едва не выдает своих чувств.

Возлюбленный не приходит. Настенька расстроена и плачет.

"Зачем он — не вы? Зачем он не такой, как вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас", — сомнения Настеньки.

Она жалеет, что люди не способны любить друг друга только по-братски, ведь все было бы лучше и проще. Девушка надеется, что возлюбленный придет на следующий день, герой обещает поддержать ее.

Настенька замечает, что герой выздоравливает, и он уже совсем не тот отчаянный мечтатель, как себя описывал.

Герой возвращается к себе. Письма от друга Настеньки так и не приходит.

Ночь четвертая

В их четвертое свидание Настенька плачет: писем нет, возлюбленный не является. Тяжелее всего ей дается осознание, что вот уже второй раз она как бы невольно вымаливает его любви, и встречает отказ. Герой, полный сострадания к подруге, искренне и пылко признается ей в любви. Настенька просит его подождать: она верит, что как только ее чувства к соседу пройдут, она тут же полюбит героя всей душой. Она любит его и теперь, просто иначе. Она предупреждает, что ей понадобится время. Остаток ночи они проводят, планируя их дальнейшую жизнь, мечтая, фантазируя о предстоящем счастье. Настенька приглашает его переехать в дом бабушки. Молодой человек провожает ее, и случайно, на улице, они встречают ее возлюбленного. Девушка, забыв обо всем, бросается ему навстречу.

"Я стоял и смотрел на них как убитый. Но она едва подала ему руку, едва бросилась в его объятия, как вдруг снова обернулась ко мне, очутилась подле меня, как ветер, как молния, и, прежде чем успел я опомниться, обхватила мою шею обеими руками и крепко, горячо поцеловала меня. Потом, не сказав мне ни слова, бросилась снова к нему, взяла его за руки и повлекла его за собою", — последнее свидание мечтателя и Настеньки

Герой молча смотрит им вслед.

Утро

Мои ночи кончились утром. На следующий день герой получает письмо от Настеньки. Она просит его прощения, и клянется в любви, но любить обоих одинаково она не может. О, если б вы были он! — восклицает она. Она благодарит героя за его любовь, обещает хранить память об их встречах.

К реальности мечтателя возвращает служанка Матрена, сообщая, что стерла паутину с потолка. Сердце героя наполняется печалью: он навсегда сохранит светлые воспоминания о Настеньке, которая подарила ему минуту блаженства.

"Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..", — герой о счастье